160000 РФ, Вологда, ул. Лермонтова 19-а, корпус 1, помещение 4 (офис 37)

+7 8172 56-10-00

Социально ответственный бизнес и благотворительность: размышления

Практика показывает, что бизнес, который берёт на себя разного рода социальные обязательства, как правило, демонстрирует более высокие результаты в своей работе. И дело не только в том, что добрые дела создают компании дополнительную рекламу. Предприниматель, думающий не столько о прибыли, сколько о людях, лучше знает своих сотрудников, клиентов, партнёров и, как результат, успешнее своих корыстных конкурентов. Современный отечественный бизнес неразрывно связан с обществом, и обязан постоянно развивать собственную социальную ответственность. 

Мероприятия, направленные на поддержку культуры, образования, медицинской сферы, создают в обществе положительное мнение об их организаторах и спонсорах и расширяют для них горизонты ведения бизнеса. Такая деятельность должна быть частью общей стратегии компании. Самое главное – это систематичность намерений, разовые мероприятия для развития бизнеса не эффективны. 

Многие бизнесмены занимаются благотворительностью без надежды на какую-то награду или приток новых покупателей, а просто из личного стремления помогать людям. И они зачастую даже не задумываются обо всех положительных последствиях своего выбора! Российский социально ориентированный бизнес ещё только осознаёт себя, стремится самореализоваться. К сожалению, пока наша страна знает не больше двух десятков крупных меценатов, в то время как остальной мир уже давно не мыслит своё существование без благотворительных акций и социально ответственного бизнеса как такового. 

Для отечественного предпринимателя социальная ответственность – это экономическая деятельность, ориентированная на получение не только прибыли, но и на достижение общественного эффекта от этой деятельности. В ней можно выделить внутренние и внешние мероприятия. Первые направлены на улучшение условий труда персонала, наличие соцпакета, корпоративные мероприятия, совместные праздники, походы на культурные мероприятия, отдых за счёт работодателя. 

Во внешней среде социальное предпринимательство может иметь различную направленность, она зависит от специфики организации. Например, в здравоохранении частный бизнес проводит такие благотворительные акции, как бесплатные обследования для ветеранов Великой Отечественной войны и малоимущих граждан, психологическая работа с беременными женщинами с целью отговорить их от аборта. Ассоциация управленцев здравоохранения – идейный вдохновитель ежегодного благотворительного забега врачей МедZабег. Все средства от этого марафона перечисляются в различные благотворительные фонды, которые оказывают адресную помощь детям, нуждающимся в лечении. В благотворительности очень важны именно прозрачность и адресность. Это мотивирует сотрудников частных медицинских учреждений участвовать в подобных мероприятиях. 
Однако существуют и другие форматы благотворительности. Крупные корпорации вкладываются в масштабные экологические проекты, щедро инвестируют в медицину и образование. Эта деятельность обычно направлена на развитие собственного имиджа компании, которая, к примеру, позиционирует себя как борец за здоровую экологию. 

Главное отличие отечественного социально ответственного бизнеса России от зарубежного – в том, что у нас непосредственных выгод спонсорская помощь и социальная ответственность бизнесу не приносят. Поэтому нашему государству было бы неплохо подумать о создании стимулов для развития благотворительности. Власти заинтересованы в этом и сами, ведь социальный бизнес берёт на себя часть их забот, содействует социальному благополучию, обеспечивает гармоничное сосуществование общества, бизнеса и власти. Государство может поддержать такие предприятия различными послаблениями, например зачётом расходов на благотворительность в счёт взносов в страховые фонды, или вычетом таких расходов при расчёте налога на прибыль. Подобные формы поощрения давно существуют за рубежом. 
И даже несмотря на отсутствие экономических стимулов, число социально ориентированных предприятий в России растёт, и это не может не радовать. При активной же поддержке государства их количество вырастет на порядки. 

#Зеленый_Полюс#Благотворительность#Социально_ответственный_бизнес