Ребёнок даже с очень тяжёлыми множественными нарушениями что-то да может делать сам. Обычно так не думают про человека, который не достаточно активно может выражать себя в речи и двигательно. А еще так считают из соображений «безопасности» или же просто так всем быстрее и удобнее. Но если не давать ребенку действовать, он никогда не получит опыт, необходимый для развития самостоятельности, но обязательно сформирует привычку зависеть от окружающих.
Что можно делать, чтобы не учить ребёнка беспомощности:
💢 научиться принимать, что ребёнок может делать многие вещи сам
💢 давать ему возможность ошибаться (ведь именно так и мы все с вами учимся)
💢 обеспечить варианты «подушек безопасности», чтобы предупредить нежелательное развитие событий (конечно же, в разумных пределах)
💢 поддерживать в ребёнке оптимистичный настрой (хорошо бы при этом быть оптимистом и самому 😉)
💢 спокойствие и еще раз спокойствие! Неважно как получилось на выходе, важно, что все с терпением и вниманием относятся к любому полезному начинанию ребёнка.
💢 слова ободрения всегда помогают 👍🏻
💢 запрещаем делать только то, что безоговорочно опасно
💢 по-возможности, стараемся обеспечивать такое отношение во всех местах пребывания ребенка.
Держим курс на развитие и поддержание максимально возможной самостоятельности ребёнка и почаще задаем себе вопрос: «Мои действия сейчас воспитывают в ребёнке самостоятельность или скорее зависимость от меня?»
Проект #БЫТЬВМЕСТЕВАЖНО реализуется при поддержке Фонда президентских грантов