как минстрой РТ осадил «мусорщиков».
Почему «мусорные» короли считают себя ущемленными и что нас ждет на новом этапе революции ТКО?
«Татарстан одним из последних пришел к этой реформе. Мы до последнего держались и говорили, что это неправильно. У нас была работающая система», — говорил на прошедшей пятой научно-практической конференции по ТКО первый заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ Алексей Фролов. Регоператоры тоже недовольны своим положением. А власти считают, что мусор не бизнес, а социально важная услуга. Но от проблем никто не отворачивается: надо латать дыры в действующем законодательстве.
«Регоператоры, с одной стороны, любимые детища «мусорной» реформы, а с другой — самая бесправная ее часть».
Пожалуй, самой горячей точкой обсуждения первой пленарной сессии стали непростые взаимоотношения между регоператором и органами власти.
«Обращение с ТКО в первую очередь социальная сфера. Регоператоры должны уменьшить свои фантазии, а не выкачивать денежные средства. Они не пришли на денежный поток», — сказал первый заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексей Фролов. По его словам, еще в начале реформы регоператорам в Татарстане создали максимально тепличные условия. Даже деление республики на две зоны было сделано просто для удобства работы.
Регоператоры создаются во многих странах, но везде этот элемент сферы обращения с отходами жестко регулируется государством, резюмировал докладчик.
«Обращение с ТКО — в первую очередь социальная сфера. Регоператоры должны уменьшить свои фантазии, а не выкачивать денежные средства. Они не пришли на денежный поток», — сказал первый заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексей Фролов.
Взглядом «мусорных» королей на эту проблему поделился руководитель регоператора Рязанской области, компании «Эко-Пронск», Валерий Матюхин. «Регоператоры, с одной стороны, любимые детища этой реформы, а с другой — самая бесправная ее часть», — начал докладчик.
Регоператор — некая Гюльчатай эпохи «мусорной» революции. За нас решают, какие отходы возить, когда, на каких машинах и сколько будут стоить наши услуги.
Матюхин вслед за рассуждениями о «тепличных условиях» «мусорных» регоператоров раскрыл дыры в законопроектах, касающихся обращения с отходами, последних пяти лет. Одна из них, не раз звучавшая в Татарстане, — в том, что регоператорам дают дозированную информацию по персональным данным собственников. А это усложняет процессы заключения договора и привлечения к ответственности физлиц-неплательщиков. С таким же проблемным вопросом поднялась и представительница западного регоператора Татарстана УК «ПЖКХ».
— Хотелось бы поинтересоваться, в рамках прокуратуры принимаются какие-либо законодательные инициативы по вопросу, откуда регоператору брать информацию о собственниках, которые живут в доме? — с ходу набросилась на представителя надзорного ведомства участница конференции.
— Так это ваш вопрос, — без лишних колебаний отрезал старший советник юстиции прокуратуры РТ Марат Шараев, что вызвало хохот в зале.
Возражала на уже коллективную жалобу и первый зампредседателя госкомитета РТ по тарифам Лариса Хабибуллина. «Какая работа была проведена регоператором, чтобы получить доступ к персональным данным?» — больше риторически спрашивала ведущая конференции.
«С нас спрашивают абсолютно за все несанкционированные свалки. Да и вообще, во всех проблемах, которые касаются мусора, по мнению большинства, виноват регоператор», — продолжил Матюхин свой проблемный «мартиролог». Среди высказанных им упущений в «мусорном» законодательном поле оказались и нормы СанПиН, по которым невозможно разместить контейнерные площадки ни во дворах многоквартирных домов, ни в частном секторе.
Возражала на уже коллективную жалобу и первый зампредседателя госкомитета РТ по тарифам Лариса Хабибуллина:
«У нас была работающая система»: какие предложения выдвигает комитет Александра Тыгина в рамках реновации «мусорной» реформы
Многие докладчики на научно-практической конференции давали понять, что над реформой предстоит еще много работать.
Председатель комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин в очередной раз проблемы «мусорной» политики пересказывать не стал, а выступил со своим списком предложений по решению того, что имеем на руках.
Татарстан одним из последних пришел к этой реформе. Мы до последнего держались и говорили, что это неправильно. У нас была работающая система.
«В название нашей конференции можно смело добавлять — „судебная практика“. Мы имеем огромный пласт правоприменительных корректив, которые сталкиваются с реалиями жизни, — и несогласные приходят в суд», — начал Тыгин. По его словам, самый главный вопрос, который стоит решить на этом этапе «мусорной» революции: чей мусор в ведре?
Напомним, что совсем недавно замруководителя казанского исполкома по вопросам ЖКХ и благоустройства Искандер Гиниятуллин предлагал законодательно отменить правило, по которому регоператоры считаются собственником отходов. Существующее положение вещей выбрасывает из цепочки целый пласт малого и среднего бизнеса, наладившего сбор и переработку отходов.
«Реформа буксует»: Татарстан тонет в горе мусора, а единственное спасение – раздельный сбор отходов!
Необходимость переработки вторсырья тоже, как ни странно, упирается в собственность «фантика из-под конфеты». Потому что не совсем понятно, а вправе ли по закону торговая сеть сдать упаковку на переработку? «Интересный подход еще и в том, что вторсырье не идет в инвестиционную программу», — немного съехидничал председатель комитета Госсовета РТ по жилищной политике.
Кроме вопросов собственности, Тыгин предложил возложить все функции по созданию и содержанию контейнерных площадок на плечи регоператора.
«У муниципалитетов нет финансовой возможности, а регоператоры сейчас в этом никак не заинтересованы», — объяснил докладчик. Да и логично ведь: люди платят за вывоз мусора — ну так пусть регоператор обеспечивает весь комплекс услуг. Впрочем, как говорят собеседники «БИЗНЕС Online», регоператоры и так согласны делать это — за дополнительную плату. Да такую, что местным властям дешевле поскрести по бюджетным сусекам и заплатить!
Сейчас же есть такие уголки частного сектора, где вообще нет контейнерных площадок и при этом мусора там тоже как бы и нет, что вводит судей в замешательство. Потому что мусор-то как бы и есть, только выкидывается он туда, где есть контейнеры, и платят за это другие люди… Такое положение вещей выявляет абсолютно не налаженную систему сбора отходов. Если никто не понимает, к какому домовладению относится контейнерная площадка, положительных изменений добиться невозможно.
Другие предложения Александра Тыгина
«Мне приятно, что федеральные ведомства занимают совершенно другую позицию. Раньше могли слышать только: мы высоко сидим, нам виднее», — подытожил Тыгин. Динамика в этом отношении действительно хорошая — например, несколько дней назад на круглом столе, собранном на этой неделе депутатом Госдумы РФ от РТ Ильей Вольфсоном, представители и исполкома, и регоператоров, и министерств обсудили самые острые проблемы утилизации и вывоза отходов. А выработанные предложения уйдут для обсуждения в комитет Госдумы по ЖКХ.
«Нигде изменения не происходят так часто, как в «мусорной» сфере». В сфере обращения с твердыми коммунальными отходами законодательные изменения происходят 5–6 раз в год». Об этом сообщила первый зампредседателя госкомитета РТ по тарифам Хабибуллина.
На пресс-конференции обсудили одно из недавних нововведений — установку нормативов ТКО без замеров. «Это позволит регионам избежать проблемных ситуаций в случае отмены норматива в судебном порядке», — раскрыл тему замдиректора департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления минприроды РФ Борис Французов. Предлагается использовать нормативы из справочника — они рассчитаны на основе статистического анализа данных замеров регионов России с учетом поправок на численность городского населения, благосостояние и другую информацию.
С нормативами сейчас и правда беда. Вспомним судебный процесс по отмене нормативов накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных, универсальных магазинов (супермаркетов). После этого начала происходить настоящая неразбериха: например, западный «мусорный» регоператор РТ — УК «ПЖКХ» — отнес сеть строительных гипермаркетов «Мегастрой» (ООО «Агава») к розничным рынкам, чтобы взыскать долг в 45 млн рублей по «приближенному» нормативу. И ладно к рынкам, а не, допустим, к ларькам…
Представитель прокуратуры сообщил, что самый частый вопрос для обращения в ведомство в сфере обращения с ТКО — необоснованное начисление платы жителям. «Например, в Лаишевском районе в течение полугода не удавалось решить проблему начислений для жительницы, которая жила одна, но платила за пять человек. Причем дело происходило в селе, где не было контейнерной площадки», — пересказал случай из практики Шараев. В настоящий момент начисления скорректированы. Но генезис этой проблемы лежит как раз в сфере недоступных для регоператоров персональных данных: регоператор не знает, где и сколько прописано людей.
В ближайшие два дня представители профильных ведомств продолжат обсуждать упущения в стартовавшей уже почти пять лет назад «мусорной» реформе — и, возможно, предложат какое-то решение проблем.