В КАЗАХСТАНЕ ЗАПУСТИЛИ ПРОИЗВОДСТВО ЭКО-ПАКЕТОВ ИЗ РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯ.
Первую линию биоразлагаемых пакетов запустили в Астане. Образцы могут выдержать до 13 килограммов веса и дороже обычных всего на 10%. В состав пакета входит целлюлоза, крахмал и молочная кислота, производитель планирует выпускать до 5 миллионов пакетов в месяц, что составит 6 часть потребления пакетов в Астане.
Производство эко-пакетов начинается со специальных гранул. Их получают из молочной кислоты, целлюлозы и модифицированного крахмала. Сырье помещают в бункер, где оно разогревается и превращается в пакеты. За минуты станки производят их до 100 штук. В месяц здесь намерены выпускать до 5 миллионов. По словам предпринимателя, этот объем позволит удовлетворить спрос астанчан.
«Мы изучали опыт российских, европейских и китайских производителей, – говорит предприниматель, участник «ЭКО пакет» Мирас Аббасов. – В России и Европе при производстве экопакетов в них добавляют специальную присадку. В Китае, где с 2008 года идет общенациональная кампания по отказу от пластика, научились делать пакеты из растительного сырья. Мы переняли их технологию. В состав входят полилактид ацид (молочная кислота), модифицированный крахмал, ацитат целлюлозы, лигнин и пластификатор. У нас в Казахстане во многих городах есть станки по выпуску пластиковых пакетов. Модификация существующего станка для выпуска экологичных пакетов будет стоить для них не более 20 тысяч долларов.»
Предприниматель планирует выпускать до 5 миллионов изделий в месяц. Для сравнения, емкость рынка Астаны, по подсчетам бизнесмена, составляет 30 миллионов изделий в месяц, алматинцы расходуют не менее 50 миллионов пакетов в месяц.
В условиях компоста при определенной температуре эти пакеты разлагаются на CO2 и гумус через 100 дней. Однако в Казахстане пока нет специализированных мусороперерабатывающих предприятий, где были бы созданы идеальные условия для переработки экопакетов. Поэтому по факту такой пакет в условиях мусорного полигона полностью разложится за 1 год.
Сейчас предприниматели проходят сертификацию, разрабатывают дизайн логотипа, а также ведут переговоры с потенциальными покупателями. Наибольший интерес проявили «экоответственные» представители малого бизнеса – химчистки, интернет-магазины, производители услуг. Речь идет о небольших партиях 500-10000 штук. Также идут переговоры с крупной сетью супермаркетов, продажа пакетов через которые будет выгодна, если найдется рекламодатель, чей логотип напечатают на пакетах.
Около 4% ежегодных объемов добываемой в мире нефти расходуется на пластиковые пакеты. Их повторная переработка – нерентабельна. Еще одним вариантом сокращения вреда, кроме производства биоразлагаемых пакетов, является популяризация многоразовых тканевых сумок и бумажных пакетов.