г. Вологда, улица Лермонтова, дом 19А, офис 37

+7 8172 56-10-00

Мы говорим, что у нас в стране есть инклюзия, но ее на самом деле нет

В России примерно половина детей, живущих в сиротских учреждениях, имеет родителей. Значительная часть жителей психоневрологических интернатов — это люди, которые поступили туда из семей, достигнув совершеннолетия.

Председатель совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) Елена Клочко рассказала спецкорреспонденту “Ъ” Ольге Алленовой, как ситуация в школьном образовании влияет на пополнение детских домов, нужно ли повышать пособие по уходу за инвалидами и какие еще меры необходимо принять для того, чтобы семьи не отдавали своих близких в интернаты.

❓Семьи отдают своих родных в интернаты из-за отсутствия финансовой и социальной помощи. В стране много лет проводились реформы — и в образовании, и в соцзащите, но ситуация почти не меняется. Как вы думаете, этот поток инвалидов в ДДИ и ПНИ может быть остановлен?

✏ Ну остановили же его в других странах. В Швеции, например. Они очень хотели предотвратить попадание взрослых людей в интернаты и предприняли важные шаги по обеспечению их дневной занятостью. Каждый взрослый с инвалидностью был наделен бюджетными деньгами, деньги «шли» за человеком в то учреждение, которое он выберет для организации своей дневной занятости. Кто-то рисовал, кто-то занимался спортом или играл в театре, кто-то плел корзины. Людям дали возможность посещать центры дневной занятости, они там завтракали, обедали, а вечером возвращались домой. Это касалось и детей, и взрослых. Через 10 лет после этой реформы в этих странах практически исчезли интернаты — и дети, и взрослые перестали туда поступать.

В Финляндии я видела бывший завод, переоборудованный в центр социальной дневной занятости, там работали 120 человек с инвалидностью. Только трое из них были очень тяжелыми с особым режимом: у них там были вертикализаторы, гамаки, развивающая деятельность, а дни недели их учили определять по запаху. Остальные 117 человек выполняли абсолютно разную по уровню развития работу. Уборка газонов, высаживание цветов, изготовление свечей и кружек, бумажной продукции — там несколько отделений, и люди делают ту работу, которую могут.

И они были счастливы, потому что эта работа наполняет их жизнь смыслом — они сами зарабатывают, а потом идут домой, где они хозяева.

Не детские дома-интернаты должны расти, а вот такие развивающие и социально-реабилитационные центры дневного пребывания для детей и взрослых инвалидов, которые в школу по месту жительства не попали или уже не могут посещать ее в силу возраста.

Полную версию статьи читайте по ссылке: https://www.kommersant.ru/doc/4985003?fbclid=IwAR3uWx..

Проект #БЫТЬВМЕСТЕВАЖНО реализуется при поддержке Фонд президентских грантов