г. Вологда, улица Лермонтова, дом 19А, офис 37

+7 8172 56-10-00

Кому выгодно подвешенное состояние мусорной реформы в России?

Речи о раздельном сборе ТКО, как не было, так и нет, занимаются этим пока в основном только энтузиасты, а пока заваливаем мусором свалки и полигоны…

«Это впечатляет!».
Кому выгодно подвешенное состояние мусорной реформы в России?

На самом деле основными выгодополучателями от реформы, поставленной «на паузу», оказываются региональные операторы, доходы которых напрямую зависят от объёмов вывозимого мусора. И, как ни парадоксально, — граждане, добившиеся стабилизации платы за мусор на относительно приемлемом уровне.
Ни тех, ни других не очень волнует продолжение реформы, которая без решения задач сокращения объёмов ТКО и переработки вторсырья грозит превратиться в фикцию с печальными для страны экологическими последствиями.

Между тем, следующий шаг мусорной реформы — реализация новой концепции расширенной ответственности производителей и импортеров товаров пока увязает в спорах между заинтересованными сторонами: Минприроды, Минэкономики, Российским экологическим оператором (ППК РЭО) и бизнесом.

Чиновники Минприроды, похоже, всецело поглощены захватывающим предвыборным процессом. Во всяком случае, именно так выглядит состоявший в минувшие выходные визит заместителя главы Минприроды Константина Цыганова в Череповец. В городе-участнике федерального проекта «Чистый воздух» федеральный чиновник покатался на новом трамвае, полученном в обмен на обещания «Северстали» и «Апатита», снизить выбросы. И даже понюхал череповецкий воздух, заметив, что «сильного запаха или выбросов практически нет»: «Это впечатляет». Если судить по публикациям местных СМИ, визит замминистра стал не более, чем ещё одной красивой рамкой для предвыборных трюизмов кандидатов в депутаты от «Единой России».

Пока руководители Минприроды разъезжают по стране: министр на Дальневосточный экономический форум, его зам — в Череповец, министерство проваливает согласование очередного варианта перезапуска института расширенной ответственности производителей за отходы (РОП). Именно он, по мысли вице-премьера Виктории Абрамченко, должен стать основной преградой на пути промышленного и бытового мусора к уже сейчас переполненным полигонам. Против сырого законопроекта выступил бизнес — он воспринял документ как план по дополнительному налогообложению производителей. А Минэкономики его поддержало, посчитав, что введение РОП увеличит конечные цены в РФ и разгонит без того галопирующую инфляцию.

Методика же расчёта ставок экосбора, которую Минприроды отправило на согласование в Минэкономики и Минпромторг, не столько прояснила, сколько запутала ситуацию. Эксперты утверждают, что её можно применить только к отдельному предприятию, но не к целой отрасли, ни тем более к экономике в целом. Использовать же отраслевые справочники наилучших доступных технологий, которые могли стать бенчмарком для разработки рабочей методики, Минприроды, похоже, поленилось.

В результате, видимо, пока никто не в состоянии качественно оценить влияние 100-процентного норматива РОП (в том числе с учетом 100-процентной надбавки за его неисполнение) на отпускные цены.

В ответ на критику бизнеса и явное раздражение со стороны коллег из Минэкономики Минприроды пока способно производить лишь риторические заявления, выдержанные в модном сегодня духе экологической катастрофы.

«Объем образования ТКО ежегодно растёт, это провоцирует риски мусорных коллапсов и ухудшения экологической обстановки. Без оперативного запуска реформы плата за возрастающий объем отходов ляжет на граждан, против чего неоднократно выступало правительство и президент страны», — говорится в релизе ведомства.

А его руководитель Александр Козлов предпочитает пугать губернаторов грядущим переполнением свалок и тем, что «если эта проблема захлестнет города, мало никому не покажется».

Самоё печальное, что в этих словах и заявления всё — правда. И про рост объёма ТКО, и про риск мусорных коллапсов, и про то, что губернаторам «мало не покажется».

Вот только авторы этих сильных высказываний помимо них, к сожалению, так и не произвели на свет никакого рабочего документа, способного реально отвести хотя бы часть экологической угрозы без ущерба для реальной экономики страны и благосостояния граждан.

Последние, надо сказать, сейчас как раз отдыхают от двух лет суматошной и в общем довольно бестолковой мусорной реформы, которой занимались все, кому не лень, включая прокуроров. А оплачивали этот спектакль рядовые россияне, обалдевавшие от роста тарифов на вывоз мусора.

Теперь, когда эти тарифы удалось как-то «утоптать» до относительно приемлемого размера, граждане несколько успокоились. Не особо задумываясь, куда каждый день увозят их отходы региональные операторы — пока что главные выгодополучатели от «подвешенного» состояния реформы. Их доходы напрямую зависят от объёмов вывозимого мусора. И судьба реформы, призванной уменьшить объемы образования ТКО, в том числе за счёт выделения из мусора вторсырья, волнует их в самую последнюю очередь.

Что же касается конфликта вокруг законопроекта о РОП, то он, скорее всего, будет решаться в режиме ручного согласования на основании поручений Виктории Абрамченко отраслевым министерствам. Дело это не быстрое, так что вряд ли удастся запустить систему, как планировалось, со следующего января. Дай бог успеть к середине следующего года…

Источник: https://samolet.media/ Сергей Михайлов