160000 РФ, Вологда, ул. Лермонтова 19-а, корпус 1, помещение 4 (офис 37)

+7 8172 56-10-00

Язык инклюзии: как общаться с детьми с особенностями развития и здоровья.

Часть 2. Что нужно учитывать в общении с незрячими.

💫 Хотя у нас до сих пор действует Всероссийское общество слепых, слово «слепой» в новой культуре считается устаревшим и может быть неприятно человеку; корректные формулировки вместо него — «незрячий», «слабовидящий» или «человек с нарушением зрения». Подходя к незрячему ребенку, всегда нужно поздороваться и представиться. Если Вы считаете, что ему нужна помощь, тоже нужно вначале уточнить, действительно ли он в ней нуждается, и как ее правильно оказать.

К примеру, если незрячего ребенка нужно куда-то проводить, направлять его можно двумя способами: либо он сам положит руку вам на плечо, либо вы аккуратно возьмете его под локоть. Никогда не следует брать человека за запястье — многие незрячие расценивают этот жест как сигнал угрозы и чувствуют себя в такие моменты очень неуютно. По этой же причине не нужно приобнимать человека, сопровождая его.

💫 Многие люди с нарушением зрения убирают трость, когда с ними другой человек. В таком случае их «глазами» становится проводник (или сопровождающий — оба эти термина лучше «поводыря»). На него ложится ответственность предупреждать о бордюрах, ступеньках, ямах, эскалаторах, об улице с автомобильным движением и других препятствиях.

Но если преград нет и вы идете по ровной поверхности, говорить, куда нужно повернуть, излишне. Держась за вас, незрячий чувствует, куда вы поворачиваете. Если же вы ведете ребенка за руку, то достаточно слегка потянуть его за собой, чтобы он понял, что надо изменить направление.