Часть 3. Как общаться с детьми с аутизмом и синдромом Дауна
Некоторым детям для коммуникации может понадобиться чуть больше времени — например, детям с синдромом Дауна и расстройством аутистического спектра (РАС). Так что в общении с ними тоже нужно терпение и некоторый навык.
Главное правило для успешной коммуникации — говорить простыми и короткими предложениями. Не нужно пытаться дать слишком много информации сразу или обсуждать несколько тем одновременно. Лучше сначала закончить одну тему и только потом переходить к другой. Это касается и письменного общения.
Получить представление о препятствиях, которые приходится преодолевать ребенку во время общения, можно с помощью простого упражнения. У людей с синдромом Дауна, например, осложнена работа голосовых связок, поэтому им трудно говорить. Ребенка нельзя перебивать, вставлять собственные слова и фразы. Лучше подождать, пока собеседник закончит мысль, даже если это дается ему с трудом
Еще дети с синдромом Дауна очень любят обниматься — причем иногда даже с незнакомыми людьми. Так что при общении с таким ребенком нужно быть готовыми к тому, что он может неожиданно подойти и обнять вас посреди беседы.
А вот для большинства детей с аутизмом тактильный контакт, наоборот, неприятен — порой настолько, что прикосновение может причинять физическую боль. Также люди с РАС часто не переносят сильных запахов, поэтому перед встречей лучше не увлекаться парфюмом и избегать острой пищи.
Далеко не все дети с аутизмом во время общения смотрят собеседнику в глаза — зрительный контакт также вызывает у них физический дискомфорт, так что не нужно на нем настаивать. Если вы говорите с ребенком, а он смотрит на стену, на потолок или в окно, это значит, что он вас сейчас слушает. И наоборот: если ребенок с РАС смотрит вам в глаза, вполне вероятно, что он вас не слышит, и продолжать разговор сейчас не стоит.
Общаясь с ребенком с аутизмом, позвольте ему совершать стереотипные действия — от этого зависит его психологический комфорт. Например, ребенок не может успокоиться, пока не откроет и закроет несколько раз входную дверь или не обернется несколько раз вокруг своей оси перед тем, как войти в комнату. Некоторые дети с аутизмом любят подкидывать игрушку во время разговора. Словом, стереотипии могут быть самыми разными, но если ребенка прервать, то будет нарушено его эмоциональное равновесие, и он может бурно отреагировать на такое вмешательство.