Особенные мусорные баки
Во дворе обычного жилого комплекса в Твери уже год как стоят оранжевые контейнеры-клетки, которые услужливо ждут пластиковые бутылки и флаконы из-под моющих средств. Таких контейнеров в городе сейчас 700, а в будущем планируется 1200.
Судя по виду баков, жители Твери пользуются ими по назначению: почти всегда снимают крышки с бутылок (это нужно для легкой переработки), не бросают органический мусор. Но пока все же путаются в нюансах. Кидают пакеты, например, думая, что они тоже подходят под категорию «пластик». Хотя на контейнерах нарисованы специальные иконки.
Эта затея — система Coca-Cola и компании «ЭкоТехнологии». В 37 городах России они пытаются привить людям раздельную сортировку мусора во благо природе и потомкам. Ведь пластик разлагается около 600 лет. Дело идет, но не везде, говорит Алиса Васильева, менеджер по устойчивому развитию Coca-Cola HBC Russia.
Сложно организовать доставку мусора на мусороперерабатывающий завод. Их в стране мало, расстояния большие — везти все надо сюда, в Тверь.
«За Уралом сортировка пока не налажена, — рассказывает Васильева. — Сложно организовать доставку мусора на мусороперерабатывающий завод. Их в стране мало, расстояния большие — везти все надо сюда, в Тверь».
А здесь как раз все пока получается: контейнеры заполняются за день-два, потом за содержимым приезжает мусоровоз и отвозит все на переработку. При этом машина увозит только пластик, обычные зеленые контейнеры не трогают.
Бутылки закидывают в машину и спрессовывают в кубы
За переработку отвечают женщины и «дробилки»
Переработка пластика происходит на Тверском заводе вторичных полимеров. Здесь руками и ногами месят грязь около 300 сотрудников, пытаясь сделать страну немного чище. Мусор свозят из самых разных городов, от Пскова до Екатеринбурга.
Спресованный мусор разбивают и везут на сортировку. Запах в этом цеху стоит невообразимый, гостей завода спасает только респиратор. А вот отделенный пластик сортируют в другом цеху, где почти не пахнет. Ведь этот мусор не успел испачкаться о какой-нибудь другой.
Поразительно, что сортируют отходы только женщины. По мнению Германа Попова, гендиректора завода, дамы справляются с однообразной работой лучше мужчин. Не болтают, не ходят покурить. Они и правда работают ловко, совсем не отвлекаются на журналистов. И молчат.
Сортировка нужна, чтобы разделить пластик по четырем цветам: прозрачный в один ящик, коричневый — в другой и так далее. Этого требуют компании, которые заказывают у завода предметы из переработанного пластика.
Переработать можно не все. Некоторые флаконы и тюбики — от зубной пасты, например, или шампуней — на заводе считают засором. Знакомые баночки, да?
В итоге каждый цвет кидают в свой мешок, который вмещает до 1000 кг. Когда мешок заполнен, его везут в специальную «дробилку». Эта установка многочисленными ножами измельчает бутылки до частичек размером с осколок. Производственники называют их ПЭТ-хлопьями.
По улице, промочив ноги, переходим в другой цех вслед за хлопьями. Они отправляются на мойку, чтобы прийти в более-менее божеский вид. В специальных ваннах установлены постоянные магниты, которые удаляют из хлопьев металлические примеси. Потом всю массу отжимают на центрифуге и просушивают.
Вот что выходит из дробильной машины
Чтобы хлопья стали мягкими, они проходят через комплекс магнитной сепарации. Он убирает черные металлы и алюминий. После этой процедуры пластик превращается в мелкие легкие цветные фантики.
Их можно загрузить в мешки и продать как вторсырье, а можно сделать новые вещи. Уже на других заводах из них изготовят новые бутылки, вешалки, горшки для цветов, мусорные пакеты. Даже спортивную форму (например, у московского «Спартака») создают из переработанных бутылок.
Впрочем, на Тверском заводе из переработанного пластика тоже кое-что делают — упаковочные ленты. Ими обычно обматывают большие коробки для доставки какого-нибудь груза.
Чтобы сделать ленту, при температуре более 200 градусов ПЭТ-хлопья плавят до состояния пасты (она выглядит довольно жутко). Ее потом долго и упорно вытягивают по всему цеху. В итоге паста приобретает форму, затвердевает и получается готовый товар.
Завод выпускает 15 000 тонн хлопьев в год, примерно 1500 из них уходит на изготовление собственной продукции.
Больше пока не получается — заводу не хватает производственных мощностей. Поэтому и дохода упаковочные ленты приносят мало, менее 10% от общей выручки.
Плата за экологию и другие минусы
Пока оранжевые контейнеры во дворе тверского дома — бесплатная услуга. А вот с 1 января 2019 года их приравняют к обычным коммунальным отходам, так как в городе вступает в силу новая территориальная схема обращения с мусором. За вывоз пластика жителям придется платить по квитанции, обычно это около 100 рублей.
Такие оранжевые баки есть и в других городах — в Калининграде, в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Там за раздельный сбор мусора и его вывоз тоже через какое-то время придется платить, если с этим на общем собрании согласятся собственники.
Организаторы проекта «Разделяй с нами» пытаются добиться того, чтобы в России начали думать об экологии хотя бы на базовом уровне. Чтобы не случилось повторения истории с Волоколамском, когда на перегруженном полигоне произошел выброс свалочного газа, который подорвал здоровье детей и взрослых.
«Если россияне будут сортировать мусор, не обязательно будет ездить дышать свежим воздухом на дачу или в лес, — резюмируют организаторы. — Это будет реально и в городе, потому что ближайшие свалки опустеют».
Впрочем, в самой переработке (здесь и на любом другом заводе) есть существенный минус. Пластик можно переработать только один раз, с переработанным материалом уже ничего не сделать. В Coca-Cola и «ЭкоТехнологиях» утешают: срок службы у тех же горшков для цветов дольше, а значит, в мусор они превратятся нескоро.
Источник: https://hi-tech.mail.ru/…/butylka-stanovitsya-futbolkoj-k…/…
#Раздельный_сбор_мусора#Переработка_пластика #Тверь #Завод_по_переработке_пластика