Но мы не можем знать того, что знает и умеет ребенок или взрослый, если у него нет возможности рассказать об этом!
Поверьте,
что ребенок или взрослый способен взаимодействовать и общаться, даже если он не может показать этого
он понимает гораздо больше, чем может показать.
что он понимает, когда говорят о нем, а когда о другом человеке.
Что мы можем делать?
Проявлять уважение в
словах (говорите доброжелательно, но не снисходительно)
тоне голоса (говорите естественно без раздражения или сюсюканья)
действиях (при разговоре с человеком, обращайтесь к нему, сядьте или присядьте рядом, не стойте за спиной и т.д.)
Сообщать, что вы делаете с ним во время
гигиенических процедур,
медицинских манипуляций,
перемещения,
любых взаимодействий с человеком или его личными вещами.
Пять важных НЕ:
Не рассказывайте что-либо о человеке без разрешения.
Не думайте, что он не понимает, что вы говорите.
Не думайте, что вы знаете, что он хочет.
Не игнорируйте отказ. Уважайте их «нет».
Не ищите в поведении дополнительных умыслов (он манипулирует, он хитрит и т.д.)
А еще рекомендуем посмотреть видео выступления Мартина Писториуса на TED https://www.youtube.com/watch?v=OPzfxvJ9cq8&t=16s. Если хотите узнать больше о его неординарной истории, можно прочитать книгу: «В стране драконов. Удивительная жизнь Мартина Писториуса»