160000 РФ, Вологда, ул. Лермонтова 19-а, корпус 1, помещение 4 (офис 37)

+7 8172 56-10-00

Язык инклюзии: как общаться с особыми детьми

Наш способ коммуникации, выбор слов и тем для разговора отражают наше отношение к собеседнику. Это верно и по отношению к детям с особенностями.

💢 Сначала человек, потом диагноз.
Хорошо избегать деления на «здоровых детей» и «детей-инвалидов» — корректнее говорить о «ребенке с инвалидностью» и «ребенке без инвалидности».

💢 Терпение.
Некоторым детям для коммуникации может понадобиться чуть больше времени — например, детям с синдромом Дауна, расстройством аутистического спектра (РАС), ДЦП. Хорошо подождать, пока собеседник закончит мысль, даже если это дается ему с трудом.

💢 Психологический комфорт важен.
Дети с синдромом Дауна очень любят обниматься даже с незнакомцами, а для детей с аутизмом тактильный контакт, наоборот, неприятен. Если вы говорите с ребенком, а он смотрит на стену или на потолок или в окно, или теребит игрушку в руках, это НЕ значит, что он вас сейчас слушает.

💢 Границы личного пространства.
Коляска (как и белая трость у незрячих) — часть этого пространства, практически продолжение тела, поэтому не стоит прикасаться к этим предметам без спроса.

💢 Уточнить, если не знаете как лучше.
Если вы хотите предложить помощь человеку с инвалидностью, для начала спросите, нуждается ли он в ней, — чаще всего он вовсе не так беспомощен, как кажется со стороны. Если вам ответили утвердительно, уточните, какого рода помощь требуется и как лучше ее оказать.

💢 Поздороваться и представиться всегда хорошо.
Если вы общаетесь с человеком незрячим или неслышащим, это не повод, чтобы этого не делать. Представьте себе, что вы общаетесь с иностранцами.

Дети с особыми потребностями — это прежде всего дети, а не объект снисхождения и жалости. Хорошо относиться к ним с уважением и интересом, ведь они — часть нашего общества, а

#БЫТЬВМЕСТЕВАЖНО ❤

Примеры того, как заботится с уважением во время ежедневных, рутинных занятий — в этом видео: https://youtu.be/s6bAW1uhh1k