В обществе потребления упаковочные материалы вносят значительный вклад в загрязнение окружающей среды — в развитых странах на них приходится около трети твердых бытовых отходов. Некоторые их виды могут оказывать негативное воздействие на здоровье человека и связаны с рисками развития онкологических, гормональных и других заболеваний. Поэтому сегодня экологизация упаковки — одна из ключевых задач в области устойчивого развития, которую ставят перед собой ведущие мировые компании.
Ежегодно города мира производят около 1,3 млрд тонн твердых отходов, по прогнозам к 2025 году эта цифра достигнет 2,2 млрд. Более 70% их них — это пластик, бумага и другой непищевой мусор. Вторичной переработке подлежит менее 150 млн тонн мусора каждый год. А из всех когда-либо выброшенных 6,3 млрд тонн пластика лишь 9% были переработаны.
Помимо негативного воздействия на окружающую среду, скопления на свалках — это не что иное, как потерянный и выпавший из производственной цепочки ресурс, который необходимо будет восполнять. Например, выброшенный пластиковый контейнер из под йогурта, скорее всего, значительно переживет своего потребителя — на разложение уйдет от 100 до 1000 лет.
Чем опасен пластик
Упаковка не только наносит урон природе, но и может быть опасна для человека. Согласно обзору, посвященному воздействию пластика на здоровье, опубликованному в журнале «Энергетика и охрана окружающей среды» (The Journal of Energy and Environmental Science), в некоторых видах упаковки содержатся такие токсичные компоненты как стирол, бисфенол А и формальдегид. Вещества оказывают вредное воздействие на иммунную, эндокринную, репродуктивную и другие системы человеческого организма.
Сегодня экологичная и безопасная упаковка — обязательный атрибут социально ответственной компании. Членами «Коалиции устойчивой упаковки» (Sustainable packaging coalition) — международной неправительственной организации, занимающейся экологизацией материалов, являются такие известные компании как Coca-Cola, McDonald’s Corporation, Unilever, PepsiCo и еще около двух сотен брендов.
В свою очередь, больше внимания на упаковку стали обращать и потребители — по результатам международного опроса, проведенного исследовательским институтом Inventia в Швеции, США и Индии, для значительной части покупателей важна безопасность. Так, около 60 % жителей Индии стараются избегать покупки, если упаковка кажется им недостаточно экологичной, в Швеции количество таких покупателей достигает 20%. Вместе с тем, о безопасности упаковки для здоровья задумывается 20% шведов и 43% индийцев. О важности вторичной переработки заявили 56% покупателей из Индии, 32% — Швеции и 37% — США.
Согласно исследованиям последних лет, все больше россиян отдают предпочтение экопродуктам. Так, по результатам опроса компании Nielsen, в 2015 году 61% российских потребителей готовы были платить больше за товары социально-ответственных производителей, что на 23% больше по сравнению с 2014 годом. В то же время устойчивая упаковка привлекает 22% россиян.
Какую упаковку выбрать
Среди шести основных видов пластика наименее безопасными считаются полистирол (ПС) и поливинилхлорид (ПВХ). Упаковка из полистирола выделяет в пищу стирол — токсичное вещество, которое Национальная программа токсикологии США официально признала потенциальным канцерогеном. При этом, согласно исследованиям, миграция стирола в пищу наиболее активно происходит при нагревании. Поэтому упаковку из полистирола нельзя использовать для фасовки горячих блюд, также ее не следует подвергать термической обработке. ПВХ содержит в своем составе винилхлорид, который также является канцерогеном.