Вологодское региональное отделение всероссийской
общественной организации «РазДельный Сбор»
Межрегиональная экологическая и благотворительная
общественная организация «Зелёный полюс»
В Законодательное Собрание Вологодской области
160000, г.Вологда, ул.Пушкинская, д.25 sobranie@vologdazso.ru
Копия: Управление Росприроднадзора по Вологодской области 160035, г. Вологда, улица Зосимовская, 65 rpn35@rpn.gov.ru
Общественная палата Вологодской области 160000, г. Вологда, ул. Герцена 27 opvo35@mail.ru opvo@gov35.ru
Департамент ТЭК и ТР Вологодской области 160012, г. Вологда, Советский проспект, д. 80-б rec@gov35.ru tekvo@gov35.ru
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области 160035, г. Вологда, ул. Зосимовская, д. 65 priroda@gov35.ru
Общеросийский народный фронт в Вологодской области 160011, г. Вологда, ул. Козленская, д. 63 35region@onf.ru
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И ИСПОЛНЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Закон Вологодской области от 02 декабря 2008 года (ред. 30 января 2018 года) № 1912-ОЗ «Об обращении с отходами производства и потребления на территории Вологодской области»
Ст. 3 содержит указания на основные принципы обращения с отходами, среди которых приоритет перед их захоронением отдаётся утилизации, а также раздельному накоплению отходов и минимизации их образования.
П.2 ст. 4 регламентирует обязательства юридических лиц по обращению с отходами, образующимися в процессе их хозяйственной деятельности.
П. 2 ст.4, несмотря на указанную в ст. 3 рекомендованную иерархию принципов обращения с отходами, не закрепляет за юридическими лицами обязанности по реализации программ утилизации образующихся отходов при наличии в территориальной схеме области мощностей для их переработки.
Предложения: постулировать приоритетность разработки схем сбора и утилизации образующихся отходов производства и потребления для юридических лиц. Руководствоваться презумпцией приоритетности утилизации отходов над их захоронением; в случае неприменения практики утилизации отходов установить для юридических лиц необходимость обоснования невозможности утилизации образующихся конкретных видов отходов согласно имеющимся паспортам. Возможно поэтапное внедрение данного подхода, по отдельным категориям деятельности юридических лиц, в соответствии с разделами ОКВЭД, или по категориям объектов-отходообразователей, представленных в Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Вологодской области.
Распоряжение Правительства РФ от 25 июля 2017 года № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается»
С 1 января 2018 года запрещено захоронение различных металлов и большого числа отходов 1-4 классов опасности, в том числе тары, загрязненной нефтепродуктами или лакокрасочными изделиями. С 1 января 2019 года вступит в силу запрет на захоронение пластиковой тары, шин, отходов бумаги, стекла. С 1 января 2021 года будет запрещено осуществлять захоронение различных предметов бытовой и оргтехники.
Предложения: подготовить административную и экономическую базу для успешной реализации запрета на захоронение указанных материалов с 1 января 2019 года. Создать рабочую группу с ведущими коммерческими предприятиями г. Череповца и г. Вологды, работающими в секторе сбора и накопления вторичного сырья для обеспечения эффективной работы, позволяющей распределять функционал по сбору определенных видов ТКО для включения во вторичный цикл между разными компаниями, при условии определенного финансирования из областного бюджета и поддержке со стороны регионального оператора.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Вологодской области (Приказ Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области № 174 от 29 декабря 2016 года)
Стр. 29: Указывается, что в результате внедрения раздельного сбора отходов возможно выделение более 50 % вторичных ресурсов.
Стр. 41: Систематического раздельного сбора отходов, регулируемого аппаратом власти субъекта федерации или органами местного самоуправления, в Вологодской области не существует.
Стр. 46-47: Территориальной схемой предполагается поэтапный переход на раздельный сбор ТКО, с акцентом на использовании двух различных контейнеров (пищевые отходы и перерабатываемая тара) вместо нескольких контейнеров для разных фракций. Указывается, что раздельный сбор ТКО целесообразно начинать с “пилотных”, относительно больших городов.
Приложение Б. Таблица Б. 1. В целевых показателях указывается изменение доли утилизированных ТКО с 2016 по 2026 год с 4,9 до 13,4%, тогда как изменение доли размещенных ТКО составляет с 95,1 до 86,6 % соответственно.
Предложения: соотнести положения на стр. 29, стр. 41, стр. 46-47 и рассмотреть возможность внесения поправок в целевые показатели по обращению с ТКО. Включить в региональную программу обязательное регулирование и разработку муниципальной системы раздельного накопления ТКО с дальнейшей передачей их на переработку, под контролем регионального оператора. Целесообразно, с нашей точки зрения, акцент сделать на организации раздельного накопления ТКО в многоквартирных домах, гостиницах, магазинах и предприятиях общественного питания в силу наличия сравнительно большого количества (перерабатываемых) отходов полимеров, бумаги и стекла (в соответствии с табл. 15), а также для широкого информирования и приобщения населения к практике раздельного сбора отходов.
Постановление Законодательного собрания области от 27 декабря 2017 № 640
П. IV содержит указания на предложение исключения из закона области от 02 декабря 2008 года № 1912-ОЗ «Об обращении с отходами производства и потребления на территории Вологодской области» норм, регулирующих отношения по использованию отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, а также на разработку соответствующего законопроекта.
Предложения: Включить и интегрировать в законопроекте, регулирующем отношения по управлению вторичными ресурсами, наиболее прогрессивные практики и приоритеты в сфере обращения с ТКО (на основе положений из ФЗ-89, закона Вологодской области №1912-ОЗ). Кроме того, данный законопроект должен в значительной мере контролировать и обеспечивать грамотность работы регионального оператора
Дополнительные предложения: Известно, что большая загрязненность органическими остатками, примесями и не перерабатываемыми отходами является одним из ключевых факторов, препятствующим увеличению доли отсортированных вторичных ресурсов из ТКО.
С целью обеспечения успешного внедрения практики раздельного накопления и сортировки ТКО провести анализ потенциальной экономической целесообразности развития сектора по переработке пищевых отходов от населения. Для этого создать рабочую группу из представителей организаций фермерских и растениеводческих хозяйств, представителей муниципальной власти и регионального оператора для обсуждения данного вопроса; рассмотреть варианты субсидирования программы по утилизации пищевых отходов, обеспечить приоритетность выполнения данной программы органами исполнительной власти, а также организациями жилищно-коммунального хозяйства городов. Так, существуют работающие примеры реализации программ приема и компостирования пищевых отходов в России, с применением карт сортировки и компостирования при полигонах по захоронению ТКО.
Многие проблематичные вопросы по утилизации отдельных видов отходов (в т.ч. I-IV классов опасности) (например, вспененные виды полимеров, отходы стекла, источники малого тока и др.) связаны с требующимися большими финансовыми затратами на организацию сбора, транспортирования и технические мероприятия, при низком уровне финансового обеспечения и прибыли. Это делает данное направление бизнеса убыточным и непривлекательным для предпринимателей.
Таким образом, необходимо создать благоприятный инвестиционный климат для развития предприятий малого и среднего бизнеса по обработке или сбору вторичного сырья для дальнейшей утилизации в Вологодской области или за ее пределами. Для этого – увеличить количество грантовых и других инвестиционных региональных программ, в т.ч. с участием крупных промышленных предприятий области, с конкретной и постоянной поддержкой и регулированием со стороны регионального оператора по обращению с отходами. Реализация данного направления представляется наиболее эффективной на уровне муниципалитетов или районов области.
координатор Вологодского регионального отделения
ВОО «РазДельный Сбор» Садоков Д.О.
президент МЭБОО «Зелёный полюс» Карягин А.П.
20 июня 2018 года
#Раздельный_сбор #Зеленый_полюс #Раздельный_сбор_отходов #Переработка_пищевых_отходов #Вологодская_область